26 ноября 2024г. прошел педагогичекий совет № 2
по теме: «Организация экологического воспитания дошкольников».
Мы рассмотрели традиционные методы и приемы
по ознакомлению дошкольников с природой,
а также инновационное направление в этой работе –
создание экологической тропы в детском саду.
Познавательную презентацию подготовил
3
Сен
Методические рекомендации об организации деятельности
дошкольных образовательных организаций Республики Крым
в 2019/2020 учебном году
дошкольных образовательных организаций Республики Крым
в 2019/2020 учебном году
Нормативные документы, регламентирующие содержание
деятельности дошкольных образовательных учреждений
Федеральные документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ( с изменениями и дополнениями);
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями в ред. Приказ Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 32);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019г);
- Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», (с изменениями и дополнениями от 21.01.2019г.);
- Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
-Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2010 г. № 01/9618-0-32 «О рекомендациях об организации семейных воспитательных групп»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2012 №08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ».
Региональные документы
- Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
- «Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении» Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2015 г. № 01-14/3805.
Организация деятельности ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. В рамках проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий в ноябре 2018 года в 41 субъекте РФ из 82, в том числе и в Республике Крым, проведена апробация методик национального исследования качества дошкольного образования.
Исследование организовано с целью формирования научно-методической основы для создания региональных систем оценки качества дошкольного образования. В рамках исследования изучены проблемы влияния образовательной среды дошкольной образовательной организации на когнитивное, речевое, а также социально-эмоциональное и физическое развитие детей дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 160 детей из 8 дошкольных образовательных организаций Республики Крым. 18 педагогических работников успешно прошли аттестацию региональных экспертов по оценке качества образовательной среды дошкольных образовательных организаций и специалистов по проведению комплексной диагностики уровня развития дошкольников в рамках исследования.
В ходе апробации комплекта диагностических методик специалистами и экспертами подготовлены рекомендации по организации и оценке качества дошкольного образования.
Ресурсными центрами Республики Крым в течение 2018-2020 годов осуществляется разработка диагностического инструментария для создания единой региональной системы оценки качества дошкольного образования.
Основная образовательная программа
дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей и должна быть направлена на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей дошкольного возраста.
Приказом Минпросвещения России от 21.01.2019 №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» регламентируется, что дошкольное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации.
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей, режим работы в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельная наполняемость групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в группах разные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток.
Режим работы образовательной организации, направленность групп определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом и утвержденными локальными актами (ст. 25 ст. 30 Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ). Возрастные группы дошкольных образовательных организаций могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В качестве региональных особенностей в основной программе следует учитывать:
- специфику климатических условий осуществления образовательного процесса (будет определять отличия в режиме дня ДОО);
- специфику социально-экономических условий;
- национально-культурных условий.
В содержание воспитательно-образовательного процесса по освоению детьми образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО включается аспекты региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек».
Рекомендуем использовать при разработке годового плана ДОО письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2019 № ТС-1314/04 «О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год» с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО обучение детей второму языку в дошкольной образовательной организации может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы – в ее части, формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг.
На основании результатов экспертизы анализа сведений о правоприменительной практике субъектов Российской Федерации по реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС ДО определены типичные ошибки и нарушения в основных образовательных программах дошкольных образовательных организаций:
1. В образовательной программе дошкольного образования в ДОО отсутствует дополнительный раздел программы: текст ее краткой презентации;
2. В каждом из основных разделов программы отсутствует часть, формируемая участниками образовательных отношений;
3. В содержательном разделе программы отсутствует описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
4. Отсутствует организационный раздел-описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядка и режима дня, а также особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий; особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
5. Структура программы не соответствует требованиям ФГОС ДО.
Организация методической работы с педагогическими работниками
на этапе реализации ФГОС ДО
Реализация ФГОС ДО в практике дошкольного образования Республики Крым напрямую зависит от знания и понимания конкретным педагогом, руководителем образовательной организации, родителями, представителями муниципальной методической службы концептуальных и стратегических положений документа, оснований, определивших его разработку.
Методическая работа призвана решать ряд задач повышения профессиональной компетентности педагогических кадров ДОО:
‒ создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
‒ опора на системно – деятельностный, мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения;
‒ ориентация на совершенствование и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что составляет основу профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения;
‒ учет как коллективных, так и индивидуальных траекторий развития профессиональной компетентности педагогов, реализующихся через различные компоненты тактического уровня и содержание педагогической деятельности.
Приоритетные направления методической работы в условиях реализации ФГОС ДО
В настоящее время большинство педагогов чувствуют необходимость в изменении традиций в образовании дошкольников, отмечают свое желание овладеть теми или иными современными техниками и технологиями организации педагогического процесса. Современные педагоги испытывают потребность в профессиональном общении, обмене опытом, совместном поиске продуктивных путей развития ДОО. Однако в силу тех или иных причин не стремятся самостоятельно повышать свою компетентность в данных вопросах, оправдывая предпочтения традиционных укладов отсутствием современных подходов к организации педагогического процесса. Кроме того, педагоги предпочитают пассивно участвовать в коллективных заседаниях, не видят значимость своего профессионального роста для развития всего учреждения и повышения качества оказание образовательных услуг в целом.
Очевидно, что без грамотно построенной модели методической работы ее результативность будет невысока.
Методическую работу с воспитателями, находящимися на первом (гностическом) уровне самоактуализации следует ориентировать на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладению теоретическими знаниями, осознанию своих профессиональных особенностей.
Целями методической работы с воспитателями среднего (регулирующего) уровня является формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности, выработку умений себя адекватно проявлять, опираться на свои профессиональные умения.
В методической работе с воспитателями высокого (профессионально-результативного) уровня использовать стимулирование ценностной ориентации на творчество в педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставку делать на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников, наставничество.
Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность, ее культура, профессионализм, а знания и умения, которыми она обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.
Педагоги должны не только донести знания до воспитанников, но и научить их использовать полученные знания в самостоятельной жизни.
Именно от грамотности и образованности педагогов зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки педагогов к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным, он должен достаточно полно ориентироваться в новом, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности.
Этим и объясняется необходимость проведения во время обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации тестирования по функциональной грамотности, его соотнесением с социально‒личностными потребностями, непрерывностью образовательного процесса.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это определение хорошо согласуется с высказыванием А.А. Леонтьева «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Цель проведения тестирования: совершенствование функциональной грамотности педагогов для повышения уровня эффективности образовательного процесса.
Задачи проведения функциональной грамотности:
‒ пополнить знания по функциональной грамотности педагога, как средства повышения эффективности качества образования;
‒ познакомить слушателей с видами прикладных заданий, позволяющих определить уровень сформированности функциональной грамотности педагогов;
‒ через практическую деятельность познакомить слушателей с приемами технологии критического мышления.
В качестве рекомендации предлагаем использовать этот вид деятельности в работе с педагогическими кадрами в каждом ДОО.
Одной из форм методической работы в образовательной организации является наставничество. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения молодого специалиста в должность и позволяет повысить качество профессиональной подготовки и квалификации молодого педагога, развить у начинающих коллег позитивное отношение к педагогической деятельности, предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить их за работу, признать заслуги, уменьшить текучесть кадров.
Таким образом, основными направлениями методической работы можно определить:
- методическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы ДО, рабочих программ педагогов;
‒ методическое сопровождение педагогов ДОО в межаттестационный период;
- методическая работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими реализацию ФГОС ДО;
-создание системы наставничества;
- поддержка дошкольных образовательных организаций, организация сетевого взаимодействия их друг с другом и социальными партнерами;
- экспертная оценка (мониторинг) эффективности управленческой деятельности в ДОО в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования.
Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе считаются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития и пр.
Особое звучание в условиях введения ФГОС и расширения возможностей Интернет-ресурсов получает такая форма методической работы, как сетевое сообщество, которое предоставляет возможности:
• объединяться с коллегами из других образовательных учреждений для профессионального общения, решения общих задач;
• оперативно обмениваться совместными ресурсами и создавать продукт, направленный на повышение профессиональной деятельности в условиях ФГОС (совместные проекты, творческие лаборатории и пр.);
• осваивать и применять новые образовательные технологии и методики, используя обратную связь (on-line консультации, форумы, конференции, чаты, e-mail).
Такие формы работы способствуют не только к лучшему пониманию, запоминанию и воспроизведению новой информации, но и вырабатывает умение применять полученные знания на практике.
С 2019 года в Республике Крым функционирует 16 ресурсных центров на базе дошкольных образовательных учреждений гг. Евпатории, Керчи, Красноперекопска, Симферополя, Феодосии, Саки, Ялты, а также Бахчисарайского, Джанкойского, Красногвардейского и Симферопольского районов (приказы Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 06.09.2016 №3183 и от 20.02.2019 №32 ).
Цель работы ресурсных центров формирование системы оценки качества дошкольного образования Республики Крым в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основные задачи деятельности:
- формирование региональной системы оценки качества дошкольного образования, единых требований мониторинговой оценки качества образования дошкольных образовательных организаций;
- разработка критериев, показателей региональной системы оценки качества дошкольного образования по всем образовательным областям в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- подготовка методических рекомендаций по использованию диагностического комплекта при проведении комплексного исследования уровня сформированности знаний, умений и представлений ребенка дошкольного возраста;
- оказание информационной и консультативной помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в проведении мероприятий по оценке качества дошкольного образования.
Материальная база Центров используется для проведения организационно-методических мероприятий, изучения и внедрения современных образовательных технологий, распространения передового педагогического опыта.
Ресурсные центры по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО на базе дошкольных образовательных учреждений
№ п/п Муниципальное образование Наименование учреждения Электронный адрес
11. Симферопольский район, пгт Гвардейское МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
пгт. Гвардейское» solnishko-59@list.ru
12. Симферопольский район, с. Мирное МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» с. Мирное» galina_guda@mail.ru
13. Красногвардейский район,
п. Красногвардейское МБДОУ «Детский сад №5 «Непоседа»
п. Красногвардейское sttatijana@ukr.net
15. Бахчисарайский район (г. Бахчисарай) МБДОУ «Детский сад № 5 «Красная шапочка» polishchuk69@list.ru
16. Джанкойский район
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 06.07. 2015г. №131-ЗРК/2015, Порядком признания образовательных учреждений и их объединений региональными инновационными площадками, утвержденным приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 17.11. 2016 г. № 3756 и на основании заключения Экспертной комиссии по вопросам присвоения статуса региональных инновационных площадок (протокол от 19.09.2017г. №1), приказами Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.10.2017г. № 2499, от 04.06.2018 №1326 «Об утверждении региональных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования Республики Крым» присвоен статус региональных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования Республики Крым, четырем дошкольным образовательным организациям:
№ п/п Муниципальное образование Наименование учреждения Тема проекта (программы) Научный руководитель
1. г. Евпатория МБДОУ «Детский сад № 1 «Космос «Взаимодействие дошкольного учреждения с учреждениями города в рамках социального партнерства как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников города Евпатории в условиях внедрения ФГОС ДО» Научный руководитель: Колосова Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского, Клещевич Г.Н., заведующий МБДОУ)
2. г. Евпатория МБДОУ «Детский сад № 37 «Журавлик» «Совершенствование инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения по безопасности движения через модернизацию развивающего пространства в условиях реализации ФГОС ДО» научный руководитель: Калашникова Е.О., заведующий МБДОУ
3. г. Феодосия МБДОУ «Детский сад № 20 «Жар-птица» «Семейные ценности в формировании личности маленького гражданина РК» научный руководитель: Щербина Т.В., заведующий МБДОУ
4. г. Ялта МБДОУ «Детский сад №67 «Солнечный дом» «Лаборатория маленького исследователя» научный руководитель: Горбунова Наталья Владимировна, доктор пед. наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГФОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте;
руководитель проекта: Худякова С. Н.
Трансляция инновационного опыта ДОО Республики Крым осуществляется через информационное обеспечение (сайты городских (районных) управлений (отделов) образования и КРИППО), издательскую деятельность, организацию и проведение семинаров и конференций, в программе Форума педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Республики Крым.
В соответствии с приказом от 11.12.2018 № 2285 «О подготовке и проведении республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году» в Республике Крым проведен республиканский этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году». Педагоги показали высокий уровень профессионального мастерства, теоретические знания в области дошкольной педагогики и детской психологии, практические навыки в педагогической деятельности.
Очный этап конкурса проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка» (Шувырь В.Ю.), МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Катюша» (Кравченко А.Л.) и «Детский сад общеразвивающего вида № 103 «Аврора» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (Гафарова Д.Р.), предоставивших все условия для качественного проведения республиканского этапа Конкурса: соответствующие учебно-методические материалы, литературу, технические средства обучения и оборудование, видео и фото-сопровождение.
Решением жюри победителем республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году» в Республике Крым стала воспитатель МБДОУ «Детский сад №23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым. Республики Крым Турчаникова Ольга Сергеевна.
Финалисты республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году»:
‒ Семененко Екатерина Валерьевна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №53 «Русалочка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, финалист I степени;
‒ Кононова Ольга Сергеевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Звездочка» города Саки Республики Крым, финалист II степени;
‒ Согина Анастасия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» села Холмовка Бахчисарайского района Республики Крым, финалист III степени;
‒ Бурлака Екатерина Сергеевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №20 имени 1 Мая города Евпатории Республики Крым», финалист IV степени.
Лауреатами республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году» в Республике Крым стали:
‒ Маламина Марина Ивановна, музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Ручеек» города Джанкоя Республики Крым;
- Пелипенко Наталия Игоревна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка» города Керчи Республики Крым;
- Нешатаева Анна Сергеевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (ясли-сад) №11 «Жемчужинка» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым;
- Нечаева Ольга Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Ласточка» городского округа Судак;
- Сотникова Наталья Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27 «Огонёк» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым г. Ялта.
Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОО с учетом регионального компонента
Правительством РФ предложена инициатива об объявлении 2020 года Годом народного творчества. Он совпадает с таким мероприятием международного масштаба Всемирной фольклориадой (Башкортостан, 2020 год.) В связи с этим, в содержание воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных организаций Республики Крым должны войти формы работы с фольклорными материалами: народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.
Активно работая над совершенствованием воспитательно-образовательного процесса, становится актуальным вопрос проведения занятий по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста игре в шахматы. Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей.
В дошкольных образовательных организациях Республики Крым уже есть опыт организации работы в этом направлении. В настоящее время разрабатывается парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста «Загадки шахматных фигур» (автор-составитель Широшенко А.В., старший воспитатель МБДОУ № 2 «Золотой ключик» г. Евпатории).
Рекомендуем вводить в содержание работы ДОО Республики Крым программы по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы. Такого рода программы могут войти в содержание части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО или в качестве программы дополнительного образования в ДОО.
Вторым направлением, которое позволит сделать познавательное развитие детей дошкольного возраста более интересным и насыщенным, в условиях интенсивного преобразования общества все большую значимость и актуальность приобретает экономическое воспитание дошкольников, позволяющее ребенку адаптироваться в социуме, самореализоваться, быть успешным в выбранной сфере деятельности.
Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
С целью формирования финансовой культуры детей дошкольного возраста в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО в части экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста разрабатывается дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для воспитателей ДОО Республики Крым.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.
Следующим направлением является использование высокотехнологичных продуктов и инновационных технологий, которые становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В дошкольных образовательных организациях, школах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Парциальная модульная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», направленна на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество, соответствует требованиям ФГОС ДО, возможна к интегрированию в основную образовательную программу, а также в систему дополнительного образования в ДОО Республики Крым. Программа разработана при участии ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской Академии Образования Совместно с ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.).
На базе 8 образовательных организаций открыты инновационные площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по апробации и внедрению парциальной модульной программы «STEM- образование детей дошкольного возраста.»:
1. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55 «Нептун» (г. Симферополь);
2. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77 «Крымчаночка» (г. Симферополь);
3. МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» (г. Судак);
4. МБДОУ «Детский сад «Сказка» (с. Веселое, г. Судак);
5. МБДОУ «Детский сад №13 «Светлячок» (г. Саки);
6. МБДОУ «Детский сад «Аленушка» (с. Чистенькое, Симферопольский район);
7. МБДОУ «Детский сад №34 «Чайка» (пгт Заозерное, г. Евпатория);
8. АНО ДОО УВК «Алые паруса» (г. Симферополь)
STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.
Программа содержит шесть модулей: «Дидактическая система Ф. Фребеля»; «Экспериментирование с живой и неживой природой»; «LEGO - конструирование»; «Математическое развитие»; «Робототехника»; «Мультстудия «Я творю мир».
Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию таких целей STEM-образования как развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей младшего возраста.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является охрана жизни и здоровья детей.
Организации безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста и профилактика детского травматизма является важным направлением работы ДОО.
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:
1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
Мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, организации безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, должны проводиться целенаправленно, исходя из вышеперечисленных причин и обстоятельств возникновения травм.
Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в ДОО на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В целях предупреждения детского травматизма в ДОО и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в ДОО создается система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители).
Обучение на курсах первой помощи для воспитателей стало необходимым требованием. На основании п.11, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) все педагогические работники должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи. «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» планирует обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по организации безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи детям дошкольного возраста.
Обращаем внимание, что кафедрой дошкольного и начального образования в дополнении к действующим, предложены темы новых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для реализации в 2020 году.
1. Воспитатели дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов «Особенности организации безопасности жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оказание первой медицинской помощи»
36 часов, очная Цель программы – совершенствование профессиональной компетентности воспитателей ДОО и учителей начальных классов в области формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста и культуры здорового и безопасного образа жизни, а также формирование у педагогических работников навыков в сфере оказания первой медицинской помощи.
2 Воспитатели дошкольных образовательных организаций «Познавательное развитие детей дошкольного возраста: особенности растительного мира Крыма», 18 очная Цель программы – формирование у слушателей целостного представления о биологическом разнообразии, географическом распространении растений Крыма, происхождении, классификации, роли в биосфере и жизни человека, а также освоение методов наблюдения, описания, коллекционирования и исследования.
3 Воспитатели дошкольных образовательных организаций «Методика экономического воспитания детей дошкольного возраста. Основы финансовой грамотности», 18 очная Цель программы - совершенствование профессиональной компетентности воспитателей ДОО в области экономического воспитания дошкольников, а также развития взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.
4 Воспитатели дошкольных образовательных организаций «Формирование профессиональной компетентности и творческого подхода воспитателей ДОО к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста», 36 очная Цель программы –
овладение практическими навыками по основам изобразительной грамоты, дизайна, композиции и декоративно-прикладного искусства.
5 Воспитатели дошкольных образовательных организаций «Особенности организации безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»,
18 очная Цель программы - совершенствование профессиональной компетентности воспитателей ДОО в области формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и культуры здорового и безопасного образа жизни.
6 Заведующие дошкольными образовательными организациями, заместители директоров общеобразовательных организаций по дошкольному образованию, старшие воспитатели «Особенности организации безопасности жизнедеятельности дошкольной образовательной организации», 18 очная
Цель программы ‒ формирование у руководителей дошкольных образовательных организаций понимания неразрывного единства эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности детей, педагогического коллектива и персонала в чрезвычайных ситуациях, гарантирующего сохранение их здоровья и работоспособности.
7 Заведующие дошкольными образовательными организациями, заместители директоров общеобразовательных организаций по дошкольному образованию, старшие воспитатели «Профессиональная компетентность современного руководителя дошкольной образовательной организации: правила успешного публичного выступления», 18 очная Цель программы – совершенствование профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации, формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей эффективное речевое общение в профессиональной сфере, прежде всего в ситуациях публичного выступления.
Коррекционная работа
с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО
В настоящее время разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для детей дошкольного возраста, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с задержкой психического развития, слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием, глухих, слабослышащих и позднооглохших одобрены учебно-методическим объединением Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации и размещены в реестре примерных основных общеобразовательных программ по ссылке: http://fgosreestr.ru/.
Обращаем внимание, что в приказе Минпросвещения России от 21.01.2019 №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 25.03.2019 №54158) указано предельное количество детей в группах компенсирующей и комбинированной направленности.
Приоритетными задачами в деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО в 2019-2020 учебном году являются:
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников с учетом требований ФГОС ДО и возможностей образовательного пространства ДОО;
- совершенствование работы дошкольных образовательных организаций по укреплению здоровья воспитанников посредством создания системы формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у всех участников образовательного процесса;
- активизация работы по освоению новых педагогических технологий, инновационных образовательных программ;
- развитие ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающие развитие личности ребенка в процессе реализации традиционных и инновационных форм сотрудничества;
- развитие системы дополнительного образования детей.
Интернет - ресурсы дошкольного образования:
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования РФ;
http://monm.rk.gov.ru – Сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым;
http://krippo.ru – Сайт Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования;
www.prosv.ru - ОАО «Издательство «Просвещение»;
www.tc-sfera.ru - Издательство «Творческий Центр Сфера»;
www.doshcolniki.ru - разработан Центром здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород (директор Ю.А. Лебедев, д.ф.н., профессор, академик РАО) совместно с Институтом социального конструирования г.Москва (президент А.Г. Асмолов, д.пс.н., профессор, академик РАО);
http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
http://www.danilova.ru - Раннее развитие детей.
http://talant.spb.ru - Сайт Общества раннего детского обучения «Созидание талантов»;
http://www.babylib.by.ru - Библиотека маленького гения.
Заведующий центром
развития дошкольного и
начального образования Т.В. Лапшина
Методист центра развития
дошкольного и начального
образования Э.Ф. Кемилева
Методист центра развития
дошкольного и начального
образования М.Н. Красёха